Архив |
|
|
Начало
Возвращения -----------Казни Египетские
-------------- Скиния
КАЗНИ ЕГИПЕТСКИЕ
После того, как Моисей и Аарон встретились с израильским народом, они
пошли к фараону и сказали:
После сего Моисей и Аарон пришли к фараону и сказали ему: «Так
говорит Господь, Бог Израилев: «Отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне
праздник в пустыне». Но фараон сказал: «Кто такой Господь, чтобы я послушался
голоса Его и отпустил сынов Израиля? Я не знаю Господа и Израиля не отпущу».
(Исх., 5, 1-2)
Огромное царство, в котором фараон считался живым богом, распоряжалось
миллионами рабов, чьи верования и обычаи никого не интересовали. Поскольку
евреи не желали ассимилироваться, а число их непрерывно увеличивалось,
то они стали представлять угрозу для Египта, и были приняты меры по ограничению
рождаемости в среде израильтян. Результатом встречи Моисея и Аарона с
фараоном стало не только еще большее угнетение и издевательства, а но
и ропот евреев против Моисея: «вы сделали нас ненавистными в глазах фараона
и рабов его». В свою очередь, Моисей стал жаловаться Господу и упрекать
Его:
«Господи! Для чего Ты подвергнул такому бедствию народ сей, и
для чего послал меня? Ибо с того времени, как я пришел к фараону и стал
говорить именем Твоим, он начал хуже поступать с народом сим; избавить
же , - Ты не избавил народа Твоего».
И сказал Господь Моисею: « Теперь увидишь ты, что Я сделаю с фараоном;
По действию руки крепкой он отпустит их; по действию руки крепкой даже
выгонит из земли своей». И говорил Бог Моисею и сказал ему: «Я Господь.
Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем «Бог Всемогущий», а с именем
Моим «Господь» не открылся им; и Я поставил завет Мой с ними, чтобы дать
им землю Ханаанскую, землю странствования их, в которой они странствовали.
И Я услышал стенание сынов Израилевых о том, что Египтяне держат их в
рабстве, и вспомнил завет Мой. Итак скажи сынам Израилевым: «Я Господь,
и выведу вас из под ига Египтян, и избавлю вас от рабства их, и спасу
вас мышцею простертою и судами великими; и приму вас Себе в народ и буду
вам Богом, и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш, изведший вас из земли
Египетской из-под ига Египетского; и введу вас в ту землю, о которой Я,
подняв руку Мою, клялся дать ее Аврааму, Исааку и Иакову, и дам вам ее
в наследие». (Исх., 5, 23; 6, 1-8)
Моисей, начиная свой путь служения Господу, (а всякий, кто служит Господу,
служит не только своему народу, но всем людям), еще слаб духовно, даже
обращается с упреками к Богу. Господь не только успокаивает Моисея, но
говорит о том, что Он, сотни лет назад, являлся Аврааму, Исааку и Иакову
и заключил с ними соглашение, по которому обещал им землю Ханаанскую.
Начинающееся сейчас освобождение народа Израиля из египетского рабства
едино с обещаниями, данными патриархам. Не зная имени Иегова, они называли
Его Бог Всемогущий, и служили Ему. В приведенных словах Господа
ощущается наличие единого Промысла по возвращению человечества к Богу,
и народу Израиля в этом плане отводится ключевая роль.
Моисей рассказал все это народу, но первая неудача обескуражила их и они
не стали его слушать. Господь же велел Моисею и Аарону еще раз поговорить
с народом, а потом снова пойти к фараону.
Прежде чем рассматривать дальнейшие события в Египте, обратим внимание
на происхождение Моисея и Аарона.
Аврам принадлежал к двадцатому поколению с Адама, у него был сын Измаил.
Аврам, своей праведной жизнью, по воле Бога, родил в себе Авраама.
Авраам принадлежал к благословенному седьмому ( двадцать первому)
поколению и у него родился Исаак.
Исаак принадлежал к двадцать второму поколению и у него родился Иаков.
Иаков – двадцать третье поколение, родил Рувима, Симеона, Левия и еще
восемь сыновей. Иаков, по воле Господа, родил в себе Израиля. Обратим
внимание на то, что Ной принадлежал к третьему поколению и от него произошло
человечество, также и Израиль уже принадлежал к двадцать четвертому (третьему)
поколению и от него произошел народ.
Израиль – двадцать четвертое поколение, родил Вениамина.
Левий – двадцать пятое поколение, родил Герсона, Каафа и Мерари.
Кааф - двадцать шестое поколение, родил Амрама, Ицгара, Хеврона и Узиила.
Амрам – двадцать седьмое поколение, родил Аарона и Моисея.
Аарон, Моисей - двадцать восьмое (седьмое) благословенное поколение, Аарон
родил Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара.
Итак, Аарон и Моисей происходили из рода Левия, который и в Египте себя
зарекомендовал тем, что строго хранил веру предков и боролся с идолопоклонством.
Именно этим людям Бог велел вывести народ Израиля из Египта.
Итак в то время, когда Господь говорил Моисею в земле Египетской,
Господь сказал Моисею, говоря: «Я Господь! Скажи фараону, царю Египетскому,
все, что Я говорю тебе». Моисей же сказал пред Господом: «Вот, я не словесен:
как же послушает меня фараон?» (Исх., 6, 28-30)
Но Господь сказал Моисею: «Смотри, Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон,
брат твой, будет твоим пророком». (Исх., 7, 1)
Господь терпеливо, но настойчиво подвигает Моисея на борьбу с фараоном
за освобождение народа, и снова повторяет Моисею все развитие событий
в будущем. И в этом обращении к Моисею прямо звучит провозвестие о тех
временах, когда Мессия придет и разделит человечество, а Пророк будет
возвещать его волю. Моисей и Аарон поступили по воле Господа, и пошли
к фараону. Господь предупредил их, что фараон потребует, чтобы они «показали
свою силу, совершив чудо».
Когда Моисей и Аарон пришли к фараону, все произошло, как и предсказал
Господь: фараон потребовал, чтобы Моисей и Аарон доказали, что пришли
от Бога. Тогда Аарон бросил свой посох, и он превратился в змею. Но и
волшебники, и мудрецы, призванные фараоном, тоже бросили свои посохи,
и они превратились в змей, но посох Аарона поглотил их. После этого фараон
отказался слушать Моисея.
Обратим внимание, что источником силы волшебников и мудрецов фараона является,
данное Богом, владычество человека над животным миром и связь с его коллективным
сознанием. Эта власть может простираться также и на животную основу человека.
Утром, когда фараон вышел к реке, Моисей и Аарон опять пришли к нему,
требуя отпустить народ Израиля на служение Господу в пустыню. Аарон ударом
посоха по воде превратил ее в кровь. Волшебники, прибегнув к своим чарам,
сделали то же самое, и фараон снова не придал этому значения.
Через семь дней Моисей с Аароном пошли к фараону и, по воле Господа, пригрозили
ему наполнить Египет жабами. Аарон простер руку над водами и оттуда вышли
жабы, и наполнили Египет. Волшебники сделали то же самое и лишь увеличили
число жаб. Фараон попросил Моисея убрать жаб, обещая отпустить народ,
но когда Моисей помолился Господу, и жабы вымерли, фараон опять заупрямился.
Мудрецы и волшебники фараона, используя силы человеческие, смогли повторить
только три чуда, и когда на следующий день Аарон, по воле Господа, ударом
посоха превратил пыль во вшей, и они покрыли людей и животных, волшебники
признали, что это наказание от Бога, но фараон не прислушался к ним.
Далее Господь наказал Египет мухами и фараон согласился, чтобы израильтяне
принесли жертвы в Египте, но Моисей и Аарон сказали, что жертвы надо обязательно
принести в пустыне, в трех днях пути. Фараон согласился, но когда Господь,
по молитве Моисея, убрал мух, он снова заупрямился.
Тогда Господь послал Моисея с требованием отпустить народ Израиля на служение
Ему в пустыню под угрозой мора скота в поле. Наутро весь скот Египта,
который находился в поле, вымер, а принадлежащий народу Израиля не потерял
ни одного животного, но фараон оставался таким же упрямым.
Господь сказал Моисею и Аарону, чтобы они взяли по пригоршне печной золы
и в присутствии фараона подбросили ее в воздух, и она разнесется по египетской
земле. При прикосновении ее к человеку или животному на теле будут нарывы,
но и это не вразумило фараона.
Господь послал Моисея с братом сказать фараону:
Так говорит Господь, Бог Евреев: «Отпусти народ Мой, чтобы он
совершил Мне служение; ибо в этот раз Я пошлю все язвы Мои в сердце твое,
и на рабов твоих, и на народ твой, дабы ты узнал, что нет подобного Мне
на всей земле;» (Исх., 9, 13-14)
Моисей сказал фараону, что завтра Господь пошлет на Египет град, и все
люди и животные, оставшиеся в поле, погибнут, а народа Израиля это не
коснется. Когда Моисей поднял свой посох к небу, начался страшный град,
сквозь который сверкала молния, и грохотал гром. Фараон послал за Моисеем
и Аароном и просил, чтобы они помолились Господу, чтобы град прекратился,
обещая отпустить народ в пустыню на служение. Но как только град прекратился,
фараон раздумал. Это и следующие три наказания являются проявлением силы
Божьей, которая должна путем наказания нечестивых привлечь к Богу колеблющихся
и сплотить народ Израиля. Казни египетские должны были стать известны
всем народам, чтобы возвестить о могуществе истинного Бога и о начале
Возвращения. В Египте, в муках, рождался новый народ, который должен был
принести человечеству, по воле Господа, свет Возвращения к Богу.
Следующими наказаниями Египта были саранча и «осязаемая тьма». Саранча
съела все оставшиеся растения в египетских полях и плоды на деревьях,
а затем на Египет опустилось облако тьмы и стояло три дня. Но фараон снова
отказался отпустить израильтян с имуществом и скотом для служения Господу.
И сказал Господь Моисею: «Еще одну казнь Я наведу на фараона и
на Египтян; после того он отпустит вас отсюда; когда же он будет отпускать
вас, с поспешностью будет гнать вас отсюда, внуши народу тайно, чтобы
каждый у ближнего своего и каждая женщина у ближней своей выпросили вещей
серебряных и вещей золотых и одежд».
(Исх., 11, 1-2)
И сказал Моисей: «Так говорит Господь: “В полночь Я пройду посреди
Египта, и умрет всякий первенец в земле Египетской от первенца фараона,
который сидит на престоле своем, до первенца рабыни, которая при жерновах,
и все первородное из скота; и будет вопль великий по всей земле Египетской,
какого не бывало и какого не будет более; у всех же сынов Израилевых ни
на человека, ни на скот не пошевелит пес языком своим, дабы вы знали,
какое различие делает Господь между Египтянами и между Израильтянами.
И придут все рабы твои сии ко мне и поклонятся мне, говоря: “Выйди ты
и весь народ твой, которым ты предводительствуешь. После сего я и выйду».
И вышел Моисей от фараона с гневом. (Исх., 11, 4-8)
Господь сказал Моисею, что упрямство фараона было по воле Его, чтобы Господь
смог показать свою великую силу. Наказание было направлено на первенцев,
то есть на представителей потомства, несущих в себе лучшие свойства.
Египетские казни являются провозвестием и символическим представлением
событий, которые будут завершать земную историю человечества. Эти события
неоднократно будут отражаться в различных Откровениях и книгах пророков.
ПАСХА
И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря:
«Месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между
месяцами года. Скажите всему обществу сынов Израилевых: в десятый день
сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу
на семейство; а если семейство так мало, что не съест агнца, то пусть
возьмет с соседом своим, ближайшим к дому своему, по числу душ: по той
мере, сколько каждый съест, расчислитесь на агнца. Агнец у вас должен
быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или
от коз, и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда
пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером, и пусть
возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей
в домах, где будут есть его; пусть съедят мясо в сию самую ночь, испеченное
на огне, голову с ногами и внутренностями; не оставляйте от него до утра
и кости его не сокрушайте, но оставшееся от него до утра сожгите на огне».
(Исх., 12, 1-10)
Господь формирует настоящее исходя из будущего, поэтому, еще до выхода
евреев из Египта, Он устанавливает новый церковный календарь: месяц Авив
становится первым месяцем года. Устанавливая новое начало года, Господь
подчеркивает значение исхода народа Израиля из Египта, как его рождение.
Это спасение народа из рабства будет праздноваться как Пасха Господня,
а затем семь дней будет праздник Пресного Хлеба.
Десятого числа каждая семья берет себе ягненка, который находится у нее
четыре дня (израильскому народу и человечеству необходимо пройти четыре
этапа Возвращения), а вечером четырнадцатого он закалывается, и кровью
его мажутся косяки и перекладины дверей домов, где его будут есть. Кровь
агнца спасет жизни первенцев израильтян и первенцев их животных, а остальных
спасет от рабства. А так как, по установлению Господа «Это - закон, который
сохранится навечно», то этим постановлением подтверждается, что и в будущем
этот праздник будет важен для всего человечества. Этот праздник ознаменовал
исход из рабства и начало Возвращения к Богу не только израильского народа,
но и всего человечества. Новозаветное содержание Пасхи – воскресение Иисуса
Христа только подтвердило вечное значение этого праздника. Запрещение
варить ягненка в воде указывает на то, что он выступает уже как прообраз
следующего этапа очищения, и искупления грехов допотопного человечества.
Во время потопа воды небесные и подземные не убивали людей, а очищали
землю от греха. Как во время потопа человеческие тела сохранили все свои
члены, так и принесение в жертву агнца целиком говорит о том, что тело
Искупителя грехов допотопного человечества останется целостным.
Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь
ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью:
это – Пасха Господня. (Исх., 12,11)
Каждая Пасха открывает новый путь для каждого человека, а первый праздник
Пасхи открывал путь освобождения Господом от рабства физического и духовного.
Также и Пасха Христова открыла новый Путь для израильтян и язычников,
и они должны были бы сидеть одетыми и с посохом в руках, чтобы двинуться
в Путь.
А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого
первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами
Египетскими произведу суд. Я Господь. И будет у вас кровь знамением на
домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет
между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую.
(Исх., 12, 12-13)
Дав человеку свободу воли, Господь дал ему свободу и в наследовании свойств
и качеств человеческих в первых сыновьях. Таким образом первенцы есть
наследие человека. Первое от человека. Так как родословная каждого народа
считалась по первым сыновьям, которые наследовали положение и большую
часть имущества, то смерть первенца в каждой семье прерывала линию развития
целого народа. Такая катастрофа в Египте означала, что боги его не смогли
его защитить, оказались бессильны, поэтому приводила к пересмотру пантеона
богов. Смерть же всего перворожденного скота показывает, что и вся жизнь
египетского народа отныне будет полна невзгод и лишений.
Далее Господь дает повеления о празднике Опресноков, который будет продолжаться
семь дней. В первый день (начало творения, когда Бог сотворил свет – истину)
и последний день (день отдыха, освященный и благословленный Богом) будут
святые собрания. Все семь дней в домах не должно быть ничего квасного,
а народ должен есть пресный хлеб.
Моисей созвал старейшин и рассказал им все повеления Господа, и весь народ
Израиля сделал все так, как повелел Господь.
В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской,
от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника,
находившегося в темнице, и все первородное из скота. И встал фараон ночью
сам и все рабы его и весь Египет; и сделался великий вопль по всей земле
Египетской, ибо не было дома, где не было бы мертвеца.
(Исх., 12, 29-30)
Гибель всех первенцев в Египте полностью согласуется с данным позже Законом.
Приказ фараона об уничтожении младенцев израильтян мужского пола, и выполнение
его простыми египтянами привело к данному наказанию.
Удар, нанесенный по Египту, является прообразом катастрофы, которая постигнет
человечество в будущем. Виновником этой катастрофы станет само человечество,
ибо путь, которым оно идет, ведет к гибели.
ИСХОД
И призвал фараон Моисея и Аарона ночью и сказал им: «Встаньте,
выйдите из среды народа моего, как вы, так и сыны Израилевы, и пойдите,
совершите служение Господу [Богу вашему], как говорили вы; и мелкий и
крупный скот ваш возьмите, как вы говорили; и пойдите и благословите меня».
И понуждали Египтяне народ, чтобы скорее выслать его из земли той; ибо
говорили они: «Мы все помрем».
И понес народ тесто свое, прежде нежели оно вскисло; квашни их, завязанные
в одеждах их, были на плечах их. И сделали сыны Израилевы по слову Моисея
и просили у Египтян вещей серебряных и вещей золотых и одежд. Господь
же дал милость народу Своему в глазах Египтян: и они давали ему, и обобрал
он Египтян. (Исх., 12, 31-36)
Исход израильтян из Египта был настолько поспешным, что они не успели
даже испечь хлеб, и вынуждены были взять с собой пресное тесто. Перед
тем, как уйти из Египта, они пошли к египтянам и стали просить золото,
серебро и хорошую одежду и, по воле Господа, получили все это. Это было
возмещение народу за годы рабского труда. Большинство полученных драгоценностей
пошло затем в виде даров на сооружение Скинии.
Смысл этого эпизода для будущего Исхода, перед Судом над человечеством,
следующий: разделение человечества на два лагеря будет сопровождаться
и перераспределением духовного богатства, накопленного человечеством в
виде свойств человеческой души: любви к Господу и людям, самопожертвования,
стремления к истине, доброты и справедливости, телесного здоровья и других.
Именно об этом времени говорят слова Иисуса Христа:
«… ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет,
у того отнимется и то, что имеет;» (Мтф., 13, 12)
Наибольшие духовные дары получат дети и молодежь, а оставшееся человечество
навсегда потеряет связь с Богом и будет обречено на духовную нищету и
деградацию.
Сейчас же, израильский народ, по ополчениям, отправился из Раамсеса в
Сокхоф. Численность народа к тому времени достигла шестисот тысяч мужчин,
не считая женщин и детей. У них было много скота и другого добра, а также
к ним присоединилось много другого народа.
И сказал Господь Моисею и Аарону: «Вот устав Пасхи: никакой
иноплеменник не должен есть ее; а всякий раб, купленный за серебро, когда
обрежешь его, может есть ее; поселенец и наемник не должен есть ее». (Исх.,
12, 43)
«Если же поселится у тебя пришелец и захочет совершить Пасху Господу,
то обрежь у него всех мужеского пола, и тогда пусть он приступит к совершению
ее и будет как природный житель земли;»
(Исх., 12, 48)
Таким образом, принадлежность к народу Божьему определяется не происхождением
и родством, а обрезанием, то есть вступлением в Завет с Господом. Также
и в христианстве: важно крещение, а не национальность человека. Отныне
и навечно Пасха и праздник Опресноков устанавливается в память спасения
и выхода из египетского рабства. Так как Господь спас первенцев народа
Израиля и перворожденный скот, то отныне первенец мальчик и каждая перворожденная
скотина принадлежит Господу. Поскольку Господь взял Себе на службу потомков
Левия, то первенец-мальчик может быть выкуплен, также как и перворожденный
скот.
Чтобы израильскому народу не пришлось воевать с филистимлянами сразу после
выхода из Египта, Господь повел народ через пустыню у Красного моря. Моисей
забрал с собой из Египта останки Иосифа, которому перед смертью обещали
это.
Господь же шел перед ними днем в столпе облачном, показывая им
путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью.
(Исх., 13, 21)
Господь сказал Моисею, чтобы израильский народ остановился у Красного
моря, обещая подействовать на фараона и одолеть его. Господь сделал фараона
храбрым, и тот пустился в погоню, взяв с собой все колесницы и лучших
воинов. Фараон настиг народ Израиля у Красного моря, и израильтяне испугались
и воззвали к Господу о помощи, а Моисея стали укорять, что он вывел их
из Египта на смерть. Но Моисей успокоил людей, сказав: «Просто стойте
и смотрите, как Господь спасет вас сегодня». И сказал Господь Моисею:
Скажи сынам Израилевым, чтобы они шли, а ты подними жезл твой
и простри руку твою на море, и раздели его, и пройдут сыны Израилевы среди
моря по суше; (Исх., 14, 15-16)
Ангел Господний встал позади народа, и египтян объяла тьма, а у израильтян
был свет.
И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным
восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды. И
пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую
и по левую сторону. (Исх., 14, 21-22)
Когда же колесницы и всадники фараона последовали за израильтянами в
море, то Моисей, по воле Господа, простер руку свою над морем, и сомкнулись
волны и погребли в водах египетскую армию.
И увидели Израильтяне руку великую, которую явил Господь над
Египтянами, и убоялся народ Господа и поверил Господу и Моисею, рабу Его.
(Исх., 14, 31)
Под влиянием этого чуда прежние колебания и сомнения уступают место, на
некоторое время, горячей вере во всемогущество Господа, и эта вера находит
свое выражение во всеобщем подъеме и благодарственной песне, прославляющей
Господа, спасшего народ Израиля. Господь, наказав египтян, сотворил из
израильтян народ и внес в этот народ духовность, которая постепенно начала
проникать в их, пораженные язычеством, души. Но путь к святости этому
народу предстоял долгий.
Моисей увел народ от Красного моря в пустыню, и в течение трех дней они
не могли найти воды. После этого они пришли в Мерру, но вода там оказалась
горькой, непригодной для питья. Народ опять возроптал, Моисей обратился
к Господу, и Господь указал дерево, которое при погружении в воду делало
ее пригодной для питья. Это было очередным испытанием народа и его веры.
«Если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать
угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы
Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел я на Египет,
ибо Я Господь [Бог твой], целитель твой». И пришли в Елим; там было двенадцать
источников воды и семьдесят финиковых дерев, и расположились там станом
при водах. (Исх., 15, 26-27)
Здесь опять показаны уровни отношений Господа с народом Израиля: самая
нижняя ступень – соблюдать все уставы, далее - внимать заповедям, делать
угодное пред очами Господа, и, наконец, высший уровень – слушаться гласа
Господа. Слушать гласа Господа это совсем не значит быть обязательно пророком,
но достигнуть такого духовного состояния близости к Богу, которое позволяет
в истине оценить дела и слова и выбирать пути.
Господь, выполняя данное обещание, в который раз спасает народ Израиля
и ведет его в землю обетованную. Господь сделал этот народ Своим народом,
и Он требует от него веры и повиновения, исполнения уставов и законов,
чтобы никто из народа не пострадал, как египтяне. Господь помогает и предупреждает,
и эта помощь и предупреждения в недалеком будущем оформятся в законе как
благословения и проклятия: благословения следующим по пути Господа и проклятия
уклоняющимся от пути Его. Если же благословение Господнее пребудет с народом
этим, то как был он приведен Господом из пустыни в Елим, с его 12 источниками
воды и 70 финиковыми пальмами, так и став народом священников, двенадцать
колен Израилевых станут источником жизни для семидесяти народов, составляющих
человечество.
После Елима народ Израиля шел по пустыне и снова возроптал, требуя еды.
Господь послал им перепелов и манну, установив первый день отдыха в честь
Господа в субботу. Но народ с трудом привыкал соблюдать повеления Господни.
Затем они двинулись из пустыни Син и пришли в Рефидим, но опять не было
воды.
И укорял народ Моисея, и говорили: «Дайте нам воды пить».
(Исх., 17, 2)
Моисей возопил к Господу и сказал: «Что мне делать с народом сим?
Еще немного и побьют меня камнями». И сказал Господь Моисею: «Пройди перед
народом, и возьми с собою некоторых из старейшин Израильских, и жезл твой,
которым ты ударил по воде, возьми в руку твою и пойди; вот, Я стану пред
тобою там на скале в Хориве, и ты ударишь в скалу, и пойдет из нее вода,
и будет пить народ». И сделал так Моисей в глазах старейшин Израильских.
(Исх., 17, 4-6)
Обратим внимание, как Господь выращивает веру в народе Израиля: начиная
с Моисея, Аарона и Мариам, Он далее распространяет ее на некоторых старейшин,
желающих и идущих за Моисеем к Богу. Но Господь не приказывает привести
народ к скале, так как отсутствие веры в народе станет не помощью, а препятствием
в деле Моисея. Моисей должен извлечь воду из скалы действием посоха, при
этом Господь будет стоять на скале, оказывая помощь. Все это напоминает
школу, чем и является. Господь учит Моисея, а через него весь народ вере,
которая соединяет каждого человека с Богом и обеспечивает Его помощь.
На сороковом году странствий по пустыне возникнет такая же ситуация, но
народ уже будет другой, и о действии повеления не будет.
Господь спас Свой народ, когда в Рефидим пришли амаликитяне и стали воевать
с израильтянами. Иисус с воинами стал сражаться с амаликитянами, а Моисей
поднял руки к небу и держал их с помощью Аарона и Ора до захода солнца,
пока Иисус не победил.
И устроил Моисей жертвенник Господу и нарек ему имя: Иегова Нисси
(Господь – знамя мое). Ибо, сказал он, рука на престоле Господа: брань
у Господа против Амалика из рода в род. (Исх., 17, 15-16)
Когда тесть Моисея услышал о том, что Бог помогал Моисею и народу Израиля
и вывел его из Египта, то пришел к Моисею, взяв с собой его жену Сепфору
и двух его сыновей. Моисей с глубоким уважением встретил его, спросил
о здоровье, а потом они вошли в шатер, и Моисей рассказал ему обо всем,
что Господь сделал для народа Израиля, и как спасал его много раз. Иофор
обрадовался, и восславили они имя Господа и принесли жертвы и приношения
в честь Бога, а потом, вместе с Аароном и старейшинами Израиля, стали
есть перед Богом. Когда на следующий день Иофор увидел, что Моисей один
разбирает различные дела народа, то посоветовал ему, чтобы Моисей учил
народ закону Божьему и уставам Его, а остальные вопросы отдал выбранным
судьям и начальникам. Моисей последовал совету Иофора и, выбрав хороших
людей из числа израильтян, поставил их над тысячами, сотнями, пятидесятками
и десятками. Народ приходил к ним, и они решали все второстепенные вопросы.
Через некоторое время Иофор попрощался с Моисеем и возвратился к себе
домой.
СОГЛАШЕНИЕ
В третий месяц по исходе сынов Израиля из земли Египетской,
в самый день полнолуния, пришли они в пустыню Синайскую. И двинулись они
из Рефидима, и пришли в пустыню Синайскую, и расположились там станом
в пустыне; и расположился там Израиль станом против горы.
Моисей взошел к Богу [на гору], и воззвал к нему Господь с горы, говоря:
«Так скажи дому Иаковлеву и возвести сынам Израилевым: «Вы видели, что
Я сделал Египтянам, и как Я носил вас [как бы] на орлиных крыльях, и принес
вас к Себе; итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет
Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете
у меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь
сынам Израилевым». (Исх., 19, 1-6)
Моисей спустился с горы, созвал старейшин и передал им, что повелел
Господь. Таким образом, спасение человечества – возвращение его к Богу,
планировалось при посредничестве израильского народа, который, в основной
своей массе, в будущем должен был стать священниками. То, что Господь
предназначил народу Израиля стать священниками, свидетельствует также
о том, что Учение, данное Господом, было семенем, то есть содержало в
себе все дальнейшее духовное развитие. Этот план, несмотря на неоднократные
измены израильского народа своему Спасителю, в целом сработал: при распространении
христианства первыми проповедниками христианства и христианскими священниками
были иудеи. Но народ Израиля выполнил и другую, не менее важную миссию,
он стал Хранителем слова Господа и пронес его сквозь тысячелетия.
На обращение Господа
И весь народ отвечал единогласно, говоря: “Все, что сказал Господь,
исполним и будем послушны”. И донес Моисей слова народа Господу.
И сказал Господь Моисею: “Вот, Я приду к тебе в густом облаке, дабы слышал
народ, как Я буду говорить с тобою, и поверил тебе навсегда”. И сказал
Господь Моисею: “Пойди к народу, объяви и освяти его сегодня и завтра;
пусть вымоют одежды свои, чтобы быть готовыми к третьему дню: “Ибо в третий
день сойдет Господь пред глазами всего народа на гору Синай; и проведи
для народа черту со всех сторон и скажи: “Берегитесь восходить на гору
и прикасаться к подошве ее; всякий, кто прикоснется к горе, предан будет
смерти; рука да не прикоснется к нему, а пусть побьют его камнями, или
застрелят стрелою; скот ли то, или человек, да не останется в живых; во
время протяжного трубного звука, [когда облако отойдет от горы], могут
они взойти на гору.” (Исх., 19, 10-13)
Народ Израиля дает единодушное согласие идти по пути, указанному Господом,
выполняя Его заповеди и соблюдая Соглашение. Господь, для укрепления веры
народа, обещает Моисею явиться в облаке и говорить с ним с горы, чтобы
весь народ слышал это. Для этой встречи народ должен подготовить себя:
очиститься внешне и внутренне, подавить в себе низменные инстинкты – не
прикасаться в эти дни к женщинам. В эти три дня, предшествующие Богоявлению,
народ должен, хотя бы на время, духовно возвыситься. Но так как народ
еще остается нечистым, а явление Божественного Присутствия освящает гору
Синай, то прикосновение нечистого человека или животного приносит нечистоту
в святое место, и это наказывается смертью. Чтобы эта нечистота не перешла
на людей, наказание производится без прикосновения – камнями или стрелами.
На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и
густое облако над горою [Синайскою], и трубный звук весьма сильный; и
вострепетал весь народ, бывший в стане. И вывел Моисей народ из стана
в сретение Богу, и стали у подошвы горы. Гора же Синай вся дымилась от
того, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым
из печи, и вся гора сильно колебалась; и звук трубный становился сильнее
и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом. И сошел Господь
на гору Синай, на вершину горы, и призвал Господь Моисея на вершину горы,
взошел Моисей. (Исх., 19, 16-20)
Божественное Присутствие на горе Синай проявлялось во всем диапазоне
человеческих чувств, и призвано было, максимально возможным способом (на
грани смерти), закрепить в народе заповеди, законы и повеления Божьи,
которые станут основой жизни народа Израиля. Так как большинство людей
были нечистыми, и при приближении к горе могли погибнуть, то было приказано
не приближаться к горе и не смотреть на вершину. Степень близости к Богу
определялась волей Бога, а также ритуальной и духовной чистотой человека.
Моисей спустился к народу и рассказал им повеления Божьи.
И изрек Бог к Моисею все слова сии, говоря:
«Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома
рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху,
и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи
им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину
отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость
до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит
без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
Помни, день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в
них] всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему:
не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб
твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой,
ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь
небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил
Господь день субботний и освятил его.
Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились
дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
Не убивай.
Не прелюбодействуй.
Не кради.
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля
его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого
скота его], ничего, что у ближнего твоего. (Исх., 20, 1-17)
Заповеди, данные Господом Моисею на горе Синай, являются первыми ступенями
духовной лестницы ведущей человека к Богу. Представим себе, что эти заповеди
расположены между Богом и человеком в той очередности, в какой они даны:
первая заповедь ближайшая к Богу, а последняя, соответственно, ближайшая
к человеку. Для человека, начинающего свой путь к Богу, порядок заповедей
будет обратным, и именно таким для человека он и должен быть. На это указывает
и последняя заповедь, которая читается с конца в согласии с содержанием
всех предыдущих.
«Не желай ничего, что у ближнего твоего, …» – обуздай свою животную основу,
овладей своими страстями и желаниями, и тогда ты не будешь клеветать на
других, не будешь красть и прелюбодействовать, и, наконец, не будешь убивать.
«Почитай отца твоего и мать твою, …» - каждый народ может только тогда
рассчитывать на долгую историческую жизнь, когда существует прочная связь
и духовная преемственность поколений. Эта тесная духовная связь составляет
силу народа и каждого отдельного человека, являясь основой выживания.
Почтение к отцу и матери является фундаментом любви к ним, а потом и ко
всем людям. У человека, не имеющего уважения к своим родителям, не может
быть любви к другим людям, а, следовательно, и к Богу.
«Помни день субботний, … » Седьмая заповедь на нашем пути о седьмом дне
Божьем. Для чего же Господь установил день субботний? Сказано – «суббота
Господу, Богу твоему», день, в который люди должны были с молитвой обращаться
к Творцу, который вывел их из Египта, освободил их из физического и духовного
рабства. Таким образом, Господь дает народу возможность изменить свою
жизнь и в плане физическом и духовном. Как только человек вступил в Завет
с Богом, он должен не только выполнять все заповеди и предписания, но
ему дается специальный день для общения с Господом и размышлений о Нем,
ибо Господь, благословив этот день, ниспослал людям, отдыхающим в этот
день, свою помощь в почитании и познании Его. Ибо:
Почитание Господа – первый шаг к мудрости, познание Святого –
первый шаг к пониманию. (Прт. 9,10)
Человек, работающий от зари до зари, отвыкает думать, и поэтому Господь,
освобождая человеку день для отдыха и молитвы, открывал ему совершенно
новый путь развития, вытаскивая его из того скотского состояния, в котором
он находился. Именно поэтому, в перечислении кто должен отдыхать, Господь
ставит пришельцев после скота, так как пришелец, чужестранец – идолопоклонник,
а идолами являются, как правило, изображения животных. Человек, поклоняющийся
изображению животного, для Господа ниже любого животного, а заповедь о
субботе заставляет человека стать человеком, заставляет человека идти
по пути духовного развития!
«Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, … .» Бог даровал человеку
близость к Себе и общение с Собой – главную ценность человеческой жизни.
Вспомним вопль Каина: «Ты изгоняешь меня с моей земли, и я не смогу больше
видеть Тебя и быть рядом с Тобой!», который свидетельствует, что близость
к Богу и общение с Ним дороже жизни! Поэтому человек должен хранить в
своем сердце, как самое святое, имя Божие – возможность обращения к Нему.
Существует всего два духовных пути: путь к Богу – путь Возвращения, и
путь от Него – путь Изгнания. Поэтому любое идолопоклонство есть не просто
путь от Бога, путь, который являлся в древние времена следствием заблуждений,
так как древняя истина была потеряна, а новая еще не была проповедана,
но в наше время есть путь сознательного противопоставления, сопротивления
Господу. Именно эти грехи делают человека врагом Господа. Почему же Господь
наказывает « детей за вину отцов до третьего и четвертого рода»? Господь
наказывает за грехи четыре поколения потому, что четыре раза человечество
согрешило перед Богом и четыре раза оно изгонялось от Него.
«и творящий милость до тысячи родов любящим Меня, …» Что же такое любовь
к Богу? Необходимо сказать, что любовь к Богу есть дар Божий! Ни один
человек не может в душе своей ни вырастить, ни воспитать этого чувства,
потому что оно вмещает в себя все высшие духовные порывы и желания вашей
жизни, исполненные и неисполненные. От высшей, жертвенной любви к человеку
до полнейшего удовлетворения жажды творчества. В этом чувстве сливается
высшим образом любая широта духовных интересов человека. На земле этого
нет, и это подарить может только Господь! Но чтобы получить этот Дар,
человек должен идти к Богу и пройти определенный путь, далее же остается
полагаться на милость Божию.
«Я Господь, Бог твой, … .» Господь, освобождая человека от физического
и духовного рабства, указывая новый путь, требует от человека верности,
ибо она необходима прежде всего самому человеку. Долгий путь, который
ему предстоит, можно пройти только с Господом, любой отход от Господа,
забвение Его заповедей есть дорога назад.
Весь народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся;
и увидев то, весь народ отступил и стал вдали. (Исх., 20, 18)
И стоял весь народ вдали, а Моисей вступил во мрак, где Бог.
И сказал Господь Моисею: «Так скажи [дому Иаковлеву и возвести] сынам
Израилевым: “Вы видели, как Я с неба говорил вам; не делайте предо Мною
богов серебряных, или богов золотых, не делайте себе: сделай Мне жертвенник
из земли и приноси на нем всесожжения твои и мирные жертвы твои, овец
твоих и волов твоих; на всяком месте, где Я положу память имени Моего,
Я приду к тебе и благословлю тебя”;
(Исх., 20, 21-24)
После этого народу были даны другие законы и заповеди, определяющие духовные,
нравственные, юридические и хозяйственные нормы жизни израильского народа.
Суть всех законов можно было выразить тремя положениями: почитай Бога,
люби ближнего своего, будь справедлив и твори добро.
СВЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ
Три раза в году празднуй Мне: … . Три раза в году должен являться
весь мужеский пол твой пред лицо Владыки, Господа твоего. (Исх., 23, 17)
Устанавливая особые праздники, во время которых все взрослое мужское население
должно приходить пред Господом и поклоняться Ему, Господь заставляет людей
в Своем Присутствии осознавать грехи и подвигает на их устранение. Именно
в Божественном Присутствии на священных собраниях формируется единое духовное
состояние народа. Именно благодаря этому состоянию сохраняется в народе
память о делах Его и стремление к сознательному выполнению законов и заповедей.
Устанавливая эти праздники навеки, Господь провидит, что на каждом этапе
Возвращения они будут наполняться новым содержанием. Совершенно ясно,
что три нижеуказанных праздника связаны с первыми тремя этапами, а один
год в жизни израильского народа (если добавить день Искупления) символизирует
всю духовную историю возвращения человечества к Богу как на каждом из
этапов, так и в целом.
Первым праздником устанавливается праздник Пасхи и Опресноков.
… семь дней ешь пресный хлеб, как Я повелел тебе, в назначенное
время месяца Авива, ибо в оном ты вышел из Египта; и пусть не являются
пред лице Мое с пустыми руками; (Исх., 23, 15)
Праздники Пасхи и Опресноков устанавливаются в честь Господа, в память
спасения и выхода израильтян из Египта, в память освобождения из рабства,
когда Господь, великой силой своей наказал египтян, но не тронул первородных
Израиля, и вывел народ к новой жизни. Вспомни, кем ты был и посмотри,
кем стал. Ты был слаб, и тебя вел Господь к Себе: «… Я, словно орел, вынес
вас из Египта и принес сюда, ко Мне». Теперь ты сам, соблюдая заповеди,
законы и уставы, должен идти к Господу. Уже в повелениях о праздновании
Пасхи содержится зерно нового содержания этого праздника в Христианстве:
«Не варите ягненка в воде, а зажарьте целиком на огне вместе с головой,
ногами и со всеми внутренностями», и «не ломайте кости ягненка». Эти повеления
о ягненке, кровь которого спасет израильских первенцев, возвещают жертву
Иисуса Христа. Во время потопа люди погибали не от меча, ломающего кости,
а от воды и тела их не повреждались. Поэтому, когда один из солдат пронзил
копьем распятого Иисуса Христа, потекла кровь и вода. Вода не убивала,
а очищала землю от греха, поэтому запрещено было варить ягненка. Жертва
Иисуса Христа была очищающая и искупительная. Очищающей жертвой она могла
быть, в первую очередь для всего израильского народа, и лишь потом для
язычников, но израильтяне не приняли ее. Искупительной жертвой смерть
Иисуса Христа стала для допотопного человечества. На всех четырех этапах
Возвращения должны быть человеческие жертвы, являющиеся искупительными
и очищающими. Какими же главными свойствами должны обладать эти люди,
своей смертью дающие возможность человечеству стать на новую духовную
ступень? Во-первых, таких людей избирает и воспитывает Господь, и они
приходят в свое время. Во-вторых, с рождения, по воле Господа, они несут
в себе огромную разрушительную (грехи человечества) и созидательную духовную
силу, которые прорастают в них постепенно. Постепенно они осознают это
и должны сделать выбор, здесь-то и сказывается Промысел Господний. На
свой путь они должны вступать сознательно и добровольно. Условие добровольности
не касается священников: жизнь священника принадлежит Богу. Если эта разрушительная
сила не реализована, то она смертью уничтожается, и человечество получает
на некоторое время, пока новые грехи не станут отягощать его, возможность
понять и принять новую духовную Истину.
Никакого очищения каждый отдельный человек не получает, он лишь может
принять или не принять новую Истину. Если он принимает новую Истину, то
получает путь к индивидуальному очищению. Это очищение в иудаизме и исламе
называется обрезанием, а в христианстве - Крещением.
Второй праздник – Пятидесятница:
… наблюдай и праздник жатвы первых плодов труда твоего, какие
ты сеял на поле, … (Исх., 23, 16)
На праздник Пятидесятницы Господь дал Моисею и израильскому народу каменные
скрижали с соглашением. Но испытание, посланное народу, показало, что
«урожай с посева» собирать еще рано, народ не стоек еще в следовании Господу
и легко впадает в грех идолопоклонства. Поэтому Моисей, движимый Духом
Божьим, разбил камни соглашения.
Через полторы тысячи лет, на праздник Пятидесятницы Господь даровал Святого
Духа на апостолов и учеников Иисуса Христа, и «исполнились они мудрости
и способности проповедовать на разных языках», и тысячи людей были свидетелями
этого и приобщились к Христианству. В этот день родилось Христианство.
Третий праздник – Укрытий, или «праздник собирания плодов в конце года,
когда уберешь с поля работу твою». Он завершает год, а для человечества
он завершает период юношества. Напомним, что возраст, когда человек становится
мужчиной и начинает отвечать за свои дела и поступки, в Писании определен
в двадцать лет. Аналогичный возраст существует и для человечества, после
которого наступает срок «собирания плодов».
И Моисею сказал Он: «Взойди к Господу ты и Аарон, Надав и Авиуд
и семьдесят из старейшин Израилевых, и поклонитесь Господу издали; Моисей
один пусть приблизится к Господу, а они пусть не приближаются, и народ
пусть не восходит с ним.
И пришел Моисей и пересказал народу все слова Господни и все законы. И
отвечал весь народ в один голос, и сказали: «Все, что сказал Господь,
сделаем [и будем послушны]». (Исх., 24, 1-3)
И написал Моисей все слова Господни и, встав рано поутру, поставил
под горою жертвенник и двенадцать камней, по числу двенадцати колен Израилевых;
и послал юношей из сынов Израилевых, и принесли они всесожжения, и заклали
тельцов в мирную жертву Господу [Богу].
(Исх., 24, 4-5)
Моисей, как пророк, знает людей, а тем более свой народ. Поэтому он в
тот же день записывает все заповеди и законы, данные Господом, чтобы ни
одно слово не было забыто. Моисей, не доверяя никому, сам выходит и строит
алтарь в соответствии с ранее данными повелениями о том, как его строить.
Чтобы еще больше закрепить в памяти народа это событие, Моисей устанавливает
памятники – двенадцать камней, по числу колен Израилевых. Вспомним, что
еще ранее памятники устанавливал Иаков. Понимая, что судьба этого соглашения
будет зависеть от молодых, Моисей посылает принести всесожжения юношей,
в числе которых спасенные и предназначенные Богу первенцы. Бык, как жертва
всесожжения, приносится во очищение внутреннего человека, во очищение
души от животных страстей и желаний. Народ должен вступать в соглашение
с Господом чистым, он навсегда порывает со своим прошлым, в первую очередь,
с идолослужением.
Моисей, взяв половину крови, влил в чаши, а другою половиною
окропил жертвенник; и взял книгу завета и прочитал вслух народу, и сказали
они «Все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны». И взял Моисей
крови и окропил народ, говоря: «Вот кровь завета, который Господь заключил
с вами о всех словах сих». (Исх., 24, 6-8)
Трижды израильскому народу сообщается о заповедях и о соглашении, и трижды
он обещает выполнять их. Особое соглашение состоит в том, что израильский
народ дает свое согласие и обещает выполнять заповеди, законы и уставы
для того, чтобы быть у Господа особым народом – царством священников.
Они должны были принести всему человечеству веру в Единого Бога и провести
человечество через все этапы Возвращения, поэтому, когда народ в третий
раз подтвердил свое согласие, Моисей окропил народ кровью, что выполняется
только в отношении священников. С этого момента жизнь каждого израильтянина
принадлежит Богу.
Потом взошел Моисей и Аарон, Надав и Авиуд и семьдесят из старейшин
Израилевых, и видели место стояния Бога Израилева; и под ногами Его нечто
подобное работе из чистого сапфира и, как самое небо, ясное. И Он не простер
руки Своей на избранных из сынов Израилевых: они видели место Бога, и
ели и пили. (Исх., 24, 9-11)
Израильский народ остался в стане, за чертой, проведенной у святой горы.
Моисей, трое кандидатов в священники и семьдесят старейшин поднялись на
гору. Все, поднявшиеся на гору, видели Образ Божий, а под Ним располагалось
нечто голубого цвета, напоминающее чистый сапфир. Поэтому завеса Святого
Святых и священные предметы особой святости покрываются льняной (или хлопковой)
тканью голубого цвета.
Господь идет на ограниченное представление Себя людям в человеческом образе,
чтобы подвигнуть их на путь Возвращения, но никак не для того, чтобы люди
свое представление о Боге этим образом ограничили и в дальнейшем поклонялись
ему. Прежде чем явить Себя в человеческом образе Господь предупреждает
людей: «не делай никакого изображения, не поклоняйся и не служи им».
Это был первый этап подъема. Впервые Бог явил Себя такому количеству людей,
что говорит о чрезвычайной важности миссии, которая предстояла израильскому
народу: вернуть человечество к Богу. Интересно отметить, что Бог видит
все будущее этого соглашения и, тем не менее, вступает в Завет, старается
предостеречь народ от ошибок и от неверности. Будущие грехи в настоящее
время во внимание не принимаются. В связи с этим, вспомним Иисуса Христа,
который, провидя предательство, Иуды принимает его в ученики. Один и тот
же принцип: человек оправдывается или обвиняется тем, что он совершил,
но не тем, что он может совершить.
И сказал Господь Моисею: «Взойди ко Мне на гору и будь там;
и дам тебе скрижали каменные, и закон и заповеди, которые Я написал для
научения их». И встал Моисей с Иисусом, служителем своим, и пошел Моисей
на гору Божию, а старейшинам сказал: «Оставайтесь здесь, доколе мы не
возвратимся к вам; вот Аарон и Ор с вами; кто будет иметь дело, пусть
приходит к ним». (Исх., 24, 12-14)
Это был второй этап подъема. Иисус остался здесь, что соответствовало
присутствию в Святом Скинии собрания. После заключения соглашения сразу
же следует испытание, также было и с Иисусом Христом: после схождения
Святого Духа последовало испытание в пустыне. Теперь испытанию подвергается
весь израильский народ во главе с Аароном. Моисей же должен получить каменные
скрижали с поучениями и законами. Человечество до сих пор не осознало,
что оно получило и затем потеряло в скрижалях, написанных Господом. Что
же такое эти каменные скрижали? Допустим, что израильский народ под руководством
Господа выполнил свою миссию: он провел человечество через все четыре
этапа Возвращения (сейчас, приняв соглашение, он стоит на пороге первого).
Тогда человечество должно снова получить доступ в Эдем, но, прежде всего
первородную близость к Богу, к дереву познания добра и зла и к дереву
жизни. Тогда две каменные скрижали и есть символические два дерева: пять
заповедей, ближайшие к человеку означают познание добра и зла, а следующие
пять заповедей, начинающиеся с заповеди:
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились
дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
И кончающихся, когда человек пройдет весь Путь, встречей:
Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;
да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
После этого начнется новая жизнь, нам неизвестная.
И взошел Моисей на гору, и покрыло облако гору, и слава Господня
осенила гору Синай; (Исх., 24, 15)
Это третий этап подъема.
и покрывало ее облако шесть дней, а в седьмой день Господь воззвал
к Моисею из среды облака. Вид же славы Господней на вершине горы был пред
глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий. Моисей вступил в средину
облака и взошел на гору; и был Моисей на горе сорок дней и сорок ночей.
(Исх., 24, 16-18)
Это был четвертый этап подъема. Это были четыре ступени познания Бога
Всемогущего и Единого, Который открывался различным людям в той или иной
степени. Степень этого Божественного Откровения определялась, прежде всего,
Волей Творца, а также высотой духовного состояния человека и стоящими
перед ним задачами. Из приведенного выше описания видно, что Моисей преодолел
четыре границы, которые открывал перед ним Господь. Ступенчатое Божественное
Присутствие на горе Синай, открытое Моисею, является также раскрытием
непроизносимого четырехбуквенного имени Господа.
После преодоления четвертой границы Моисей находился в месте, которое
в Скинии соответствует Ковчегу, а в книге Бытия – Эдему. Этот подъем является
также прообразом всего пути Возвращения, который будет проповедан человечеству.
Господь за семь дней провел Моисея по всему пути Возвращения, предназначенному
человечеству. Можно сказать, что у подножия горы царит язычество, первый
подъем означает переход в иудаизм, второй подъем приводит людей в христианство
и ислам, третий подъем приводит человечество к осознанию своих отношений
с Богом – церкви Возвращения и четвертый - приход Мессии и разделение
человечества. Все это нашло свое отражение в устройстве Скинии собрания.
|